Проверка колес велосипеда

Главная » Обслуживание » Проверка колес велосипеда

Ремонт и обслуживание велосипедов - ТО 3000 км и более

Производится  при большом пробеге с сильным износом деталей и включает:

  1. Мойка (чистка и смазка цепи)
  2. Настройка переключателей
  3. Настройка тормозов (включает замену или чистку колодок при необходимости)
  4. Протяжка колес (правка мелкого биения)
  5. Переборка втулок и замена смазки
  6. Переборка и смазка каретки
  7. Смазка и регулировка рулевой колонки велосипеда

Как работает проверка колес

Внутри конструкции велосипедного колеса многое происходит. Велосипедные колеса опираются на натяжение спиц, чтобы закрепить обод вокруг ступицы. Правка колеса - это процесс регулировки натяжения, влияющий на то, насколько прямолинейно вращается колесо.

Компоненты колеса

Схема велосипедного колеса, на которой отображаются шина, обод, спицы, ниппели для спиц и ступица
Схема велосипедного колеса, на которой отображаются шина, обод, спицы, ниппели для спиц и ступица

Компоненты Колеса: Шина (A), Обод (B), Спицы (C), Ниппели. Для Спиц (D) И Ступица (E)

Давайте посмотрим на части колеса и на то, как все они работают вместе.

  • Колесо представляет собой целостный блок со всеми его компонентами. Начиная с внешней стороны, у нас есть шина - резиновое кольцо, обеспечивающее сцепление с дорогой и комфорт. Внутри шины может быть внутренняя трубка, которая выполняет роль баллона для поддержания давления воздуха, или у вас может быть бескамерная система, которая поддерживает давление воздуха без внутренней трубки. 
  • Шина крепится к ободу, который, по сути, представляет собой обруч. Внутри обода обычно находится ободная планка, которая защищает внутреннюю трубу от отверстий и спиц в ободе. В системах бескамерных шин обычно используются специальные ленты для герметизации внутренней части. Далее идут спицы, которые представляют собой просто длинные узкие крепежные детали, очень похожие на болт. 
  • Спицы обычно крепятся к ободу с помощью ниппелей, которые являются гайками этой системы крепления. Другой конец спицы крепится к ступице в центре колеса. Ступица содержит систему подшипников, которая позволяет колесу вращаться на оси. Ось крепится к раме или вилке, и мы отправляемся в путь.

Давайте подробнее рассмотрим эти составные части:

Шина

Хотя обычно мы не учитываем шину при проверке колеса, шина находится там, где резина соприкасается с дорогой, и поэтому это важно для эксплуатационных характеристик колеса. Если шина установлена неправильно или имеет повреждение кожуха, может показаться, что у колеса проблема с натяжением спиц. Это одна из причин, почему полезно снимать шину, когда вы только учитесь прокручивать колеса.

Обод

Диски, изготовленные из стали или алюминия, начинаются с прямого желоба, который обрезается по длине и сворачивается в кольцо. Обруч соединяется штифтами по шву или сваривается вместе. Диски из углеродного волокна изготавливаются по форме. В ободе и ступице имеется одинаковое количество отверстий для спиц. Диски несколько гибкие и на самом деле слегка сглаживаются снизу по мере движения. Это означает, что спицы внизу немного ослабнут, когда пройдут эту самую низкую точку, но затем снова наберут натяжение. Однако наибольшую опасность для обода представляет не это обычное напряжение при изгибе, а повреждения, которые обод может получить в результате столкновения с другими предметами и падения.

  1. Неправильно установленная шина может показаться неисправным колесом
  2. Выбор велосипедных дисков
Спицы

Велосипедные спицы могут быть изготовлены из стали, титана, алюминия, углеродного волокна или нитей из синтетических волокон. Наиболее распространенной спицей является стальная, которая может быть как из нержавеющей, так и из углеродистой стали. Спицы из углеродистой стали и нержавеющей стали будут магнитными: углеродистая сталь сильно притягивается к магниту, в то время как нержавеющая сталь притягивается к магниту слабо.

  • Спицы доступны разной длины, чтобы соответствовать различным размерам обода и ступицы.
  • Спицы бывают разного диаметра, а также формы. Часто спицы имеют одинаковый диаметр по всей длине. Однако торцевая спица может различаться по толщине – толще на концах и тоньше в середине.
  • Иногда вы можете услышать термин “калибр” применительно к диаметру спицы. Это устаревшая система, основанная на калибровке проволоки, и она не подходит для описания диаметра спицы. Предпочтительный метод - просто использовать измерения в миллиметрах.
  • Форма спицы с лезвием или “аэро” придается эллиптическому или похожему на лезвие виду.
  • Конец спицы без резьбы традиционно имеет изгиб в виде буквы “J”. J-образный изгиб имеет головку, которая удерживается на фланце ступицы.

Альтернативой J-образному изгибу является прямая тяговая спица, у которой нет изгиба на конце. Скорее, она просто заканчивается головкой, похожей на шляпку гвоздя. Фланцы ступицы должны быть специально сконструированы для прямых спиц.

Прямая спица с вытягиванием и J-образным изгибом
прямая вытягивающая спица (сверху) и j-образная изогнутая спица (снизу)

Спицы образуют рисунок друг с другом, соединяя ступицу с ободом. Они называются перекрестными узорами или узорами шнуровки. Мы считаем сечение одной спицы по мере ее перемещения от фланца к ободу. Рисунок шнуровки, который вообще не пересекается и называется “радиальным” рисунком шнуровки. При правке колеса рисунок шнуровки не влияет на процесс.

Крупным планом колесо с рисунком в виде 3 крестовин, обозначенных тремя точками
Начиная с фланца ступицы, эта спица пересекает 3 спицы, прежде чем достичь ниппеля. Мы называем этот распространенный рисунок шнуровки "3 креста".

Ниппель со спицей

На ниппель гайка говорил системы и используется для изменения силы натяжения или напряжения, в спицы. Обычно они крепятся на ободе. Однако есть исключения. В большинстве распространенных ниппелей для велосипедных колес используются ниппели из хромированной латуни. Хотя ниппели встречаются реже, они также могут быть изготовлены из стали или алюминия.

Наиболее распространенная конструкция ниппеля состоит из четырех плоскостей и поворачивается с помощью гаечного ключа со спицами. Существует несколько вариантов размеров гаечных ключей, но два наиболее распространенных - номинально 3,2 мм (тот же размер, что и у Park Tool SW-0) и 3,5 мм (тот же размер, что и у Park Tool SW-2) при измерении по плоскостям. При определении того, какой гаечный ключ использовать, лучше всего использовать штангенциркуль для определения ширины плоскостей. Использование слишком большого гаечного ключа со спицами приведет к закруглению углов ниппелей, поэтому важно использовать самый маленький размер, который подходит к ниппелю.

  1. Верх: неправильно подобранный гаечный ключ слишком большого размера. Внизу: правильно подобранный ключ с лучшим зацеплением.
  2. Измерьте размер ниппеля на плоских поверхностях ключа

Существуют также ниппели особой формы, для которых требуются специальные ключи. Диски также могут изготавливаться со скрытыми ниппелями, расположенными под ободной планкой, внутри обода. Они называются внутренними ниппелями, и для их регулировки требуется специальный гаечный ключ. Выбор гаечного ключа со спицами является важной частью правки колес. Смотрите нашу статью о выборе ключа со спицами для получения дополнительной информации.

Ступицы

Ступица служит центром вращения колеса. Ступицы обычно изготавливаются из алюминия и выпускаются различной ширины. Внешний корпус имеет фланцы с левой и правой стороны для крепления спиц. Система подшипников в ступице позволяет внешнему корпусу вращаться вокруг оси. Задние ступицы оснащены механизмом для крепления звездочек. Ступицы также могут быть рассчитаны на дисковый ротор, если на велосипеде используются дисковые тормоза.

Ступица устанавливается в раму или вилку. Три распространенных варианта исполнения:
  • Сплошная ось: ось с резьбой и гайками с обеих сторон
  • Быстросъемный: полая ось, предназначенная для насадки на шампур, с кулачковым механизмом, который прикладывает давление для удержания колеса на месте
  • Через ось: большой соединительный штифт, который врезается в раму и полностью снимается с колеса для снятия колеса

2 Аспекты проверки колес

Правка колеса - это процесс использования гаечного ключа для изменения натяжения спиц, чтобы улучшить биение или прямолинейность вращения колеса. При затягивании ниппеля он натягивает спицу. Поскольку материал спиц несколько эластичен, он будет слегка изгибаться и натягиваться на обод и ступицу, создавая натяжение. Когда все спицы затянуты должным образом, они создают схему противостоящих сил, которые удерживают обод вокруг ступицы. Колесо становится прочным и будет вращаться прямо, если правильно затянуты спицы.

Существует четыре основных аспекта проверки колес. Профессиональный механик может отрегулировать натяжение спиц таким образом, чтобы каждый аспект был оптимальным. При наличии правильных инструментов и опыта тщательная правка колес позволит получить долговечное колесо.

1. Боковая правка

Боковая регулировка - это исправление колебаний из стороны в сторону или боковых отклонений при вращении колеса. Этот аспект наиболее важен для велосипедов с ободными тормозами. При правке колес обычно сначала корректируют боковую правку. Регулировка натяжения определенных спиц может привести к перемещению участков обода, что поможет исправить боковые ошибки. Однако существуют ограничения на то, какие изменения натяжения спиц могут быть достигнуты. Если металлический обод был погнут в результате аварии или удара, возможно, его невозможно правильно выпрямить

2. Радиальная правка

Округлость колеса, или количество движений вверх и вниз при его вращении, является его радиальной правильностью. Радиальная правка - это регулировка натяжения спиц для устранения проблем с округлостью. Опять же, если металл обода был погнут в результате удара, результаты могут быть ограниченными.

3. Тарелка / центровка

Два колеса велосипеда должны быть отцентрированы в раме, а также выровнены друг с другом.

4. Натяжение спиц

Как и любая другая система крепления, спицы имеют допустимый диапазон затяжки или натяжения. Колеса с чрезвычайно разным натяжением спиц не будут оставаться правильными или прямыми очень долго. Кроме того, колеса со слишком тугими или слишком ослабленными в целом спицами могут вызвать проблемы. Натяжение спиц лучше всего измерять с помощью измерителя натяжения спиц (тензиометра), такого как Park Tool TM-1.

 

КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ