Втулки и Каретка

Главная » Ремонт » Втулки и Каретка

Втулки колеса велосипеда

Следует помнить несколько общих правил. Всегда надо подбирать велосипедную втулку по количеству отверстий для спиц, по аналогии с ободом, с креплением под тормозной диск или без него (для передних и задних колес велосипеда), а так же под какое количество звездочек на кассете (7,8 или 9, может быть 10) предназначен барабан (для задних колес). Втулки крепятся к раме с помощью эксцентрика (QR), и осей на 8,9,10,15 и 20 мм, для большей жесткости и надежности. На любую раму можно установить втулку на оси до 9 мм. Установка втулки под 20 мм ось требует наличие соответствующей вилки и рамы.

Особое внимание надо уделить задней втулке. Приветствуется как можно меньший холостой ход (ход между щелчками). Чем он меньше, тем чаще зацеп, а следовательно и передача усилия с ног на колесо происходит быстрее. Холостой ход легко высчитывается. Крутите барабан и считайте количество щелчков за один круг, затем полученное число делите на 360 или 36. Хорошим результатом будет от 11 до 13 градусов.

Каретки системы велосипеда

Они бывают разной длины и имеют разное крепление под шатуны. Длина каретки подбирается под каждую раму отдельно. С креплениями под шатуны все проще. Самый распространенный стандарт – шлицы. Покупать каретку под квадрат следует только в случае минимального бюджета. Они очень быстро разбиваются и начинают люфтить. Если вы ищете новые стандарты, то уже сегодня такие производители как Race FaceTruvativ и Shimano выпускают шатуны с интегрированной кареткой.

Разные фирмы называют эту технологию по-разному, одни зовут ее Howitzer, другие Hollowtech, но суть ее сводится к тому, что в качестве каретки выступает ось, а подшипники находятся вне рамы, т.е. внешние. Плюсов у новой технологии уйма, это и меньший вес и большая жесткость, а главный – универсальность, вам не нужно будет бегать в поисках каретки определенной длины.

Велосипедная каретка – типы и разновидности, рекомендации

Велосипедная каретка - довольно простой, но скрытный элемент. Жизнь прекрасна, когда железный конь находится в хорошем состоянии и позволяет проезжать на велосипеде километр за километром. Но когда раздается непонятный хруст, щелканье и другие неприятные шумы, нам приходится искать причину их появления, чтобы предотвратить серьезную поломку.

Нижний кронштейн велосипеда ввинчивается или запрессовывается в одноименную втулку рамы велосипеда. В ней установлены подшипники, приводящие в движение шатуны. Это очень важный элемент конструкции велосипеда, поскольку он расположен близко к земле, поэтому часто подвергается воздействию воды, грязи и мелкого мусора. Каретки имеют свою классификацию, и сегодня мы подробнее поговорим об этом небольшом, но очень важном элементе конструкции велосипеда.

Компоненты велосипедной каретки

Традиционно она состоит из следующих компонентов:

  • Вал – это движущаяся часть, которая вращается внутри узла.
  • Подшипники расположены непосредственно внутри основания велосипеда.
  • Стекло рамы – вот где находится вся конструкция.
  • Кривошипные крепежные зажимы являются креплениями для шатунов.

Подшипники крепятся к корпусу, а вал вставляется в чашку рамы. Чашки необходимы для фиксации. Шатуны, в свою очередь, затягиваются на вал.

Типы кареток

Классифицировать обсуждаемый элемент можно по особенностям расположения подшипников. В зависимости от этого параметра выделяют следующие типы:

  • Открыть. Эта разновидность открыта для любого мусора, летящего из-под колес, поэтому все компоненты нуждаются в частом осмотре. И это существенный недостаток. Что касается положительных качеств, то здесь можно отметить простоту обслуживания – с чисткой и разборкой справится даже неопытный мастер. Стандартный тип открытой каретки представлен валом, который вращается на подшипниках, установленных в чашках.
  • Закрытая. В этом случае картридж каретки с подшипниками в корпусе монтируется непосредственно в раму. Чаще всего этот тип встречается в велосипедах среднего ценового сегмента, так как обладает наибольшей защитой от попадания грязи. Есть существенный недостаток – деталь в случае износа или поломки ремонту не подлежит, только замене. В таком механизме перекосы подшипников просто исключены, а работа с картриджем – одно удовольствие.
  • Интегрированная. В данном случае шатун со звездочками соединен с валом в один сплошной элемент, который введен в чашу каретки. Этот тип также не подлежит ремонту, но обладает хорошими характеристиками и надежностью.

Подшипники качения для каретки имеют свои стандарты. Различают следующие разновидности:

  • Объемные или шарикоподшипники. Уже из названия понятно, что в конструкции есть шарики, которые перекатываются по чашке. Она, в свою очередь, может быть съемной или запрессованной в корпус механизма. Как правило, это бюджетная сборка. Механизм заправки регулируется конической гайкой. Борта следует регулировать с осторожностью, потому что, если гайка будет затянута слишком сильно, колесо начнет хуже вращаться, что заметно ускорит износ втулки. Если гайка затянута недостаточно сильно, образуется люфт.
  • Рабочая обувь. Подшипники представлены неразборным узлом, состоящим из двух колец, между которыми находятся шарики. Механизм вдавливается в седло и заменяется по мере необходимости. Отрегулировать эти подшипники невозможно. Если механизм сильно загрязнен, только замена.

Как мне узнать, какая каретка стоит на моем велосипеде? Здесь нужно учитывать, что производители придерживаются определенных стандартов, поэтому трудностей с выбором нужной детали возникнуть не должно.

Размеры

Производители велосипедных рам и деталей соответствуют определенным стандартам. Иногда может возникнуть ситуация, когда кажущаяся подходящей деталь не состыковывается с другим элементом. Чтобы определить ширину велосипеда, вам нужно измерить тот же параметр в кареточной единице рамы. Существует несколько распространенных вариантов:

  • 73 или 68 мм. Это значение встречается почти на всех моделях MTB. Каретку диаметром 73 мм можно надеть на раму диаметром 68 мм, если использовать три дополнительных кольца.
  • 83 мм. Этот размер чаще встречается на велосипедах, предназначенных для экстремальной езды. Этот параметр несовместим с предыдущим размером.
  • 100 и 120 мм. Менее распространенный тип, который применим к новым фэтбайкам или экстремальным велосипедам.

Размер конструкции также отличается длиной вала. Поэтому, чтобы быть надежным, следует измерить и этот параметр. Существуют 128 мм, 122,5 мм, 118,5 мм, 113 мм и 110 мм.

Общие стандарты

Поскольку существует несколько вариантов крепления соединительных тяг к валу каретки, существует несколько общих стандартов:

  • Под клин. Состоит из оси с пазами, через которые клинья вставляются в шатуны. Каждый клин крепится к пазу с одной стороны и гайке с другой. Здесь также существуют стандарты, которые не могут заменить друг друга. Причина в том, что угол наклона клина разный, хотя внешне размер может показаться идентичным.
  • Под квадратной. Одним из наиболее известных типов осей является ось SQR. Она имеет квадратное поперечное сечение заостренных концов вала, на котором установлены шатуны. Это очень распространенный вариант среди бюджетных моделей велосипедов. Каретка имеет три стандарта, которые частично взаимозаменяемы – есть различия в длине и углах конуса.
  • Octalink. Стандартное крепление представлено кареткой-картриджем с круглым валом. Полая ось имеет 8 шлицов на концах. Такая конструкция способна облегчить вес и увеличить прочность. Этот вариант адаптирован для систем Shimano.
  • Isis Drive. Стандарт spline для большинства известных брендов. Эта каретка обеспечивает надежное крепление и безотказность.
  • Гаубичная. Другая шлицевая конструкция, подшипники которой вынесены из основания самой каретки – это позволило продлить срок службы механизма. Такая конструкция часто используется на велосипедах для экстремальных гонок.
  • Hollowtech II. Это продукт известного велосипедного бренда Shimano. Конструкция представлена прочной системой каретки с соединительными стержнями. Ее разборку можно производить только с одной стороны велосипеда. Компактная стандартная тележка, отличающаяся повышенной жесткостью, малым весом и длительным сроком службы.
  • Труба Giga X. Аналогична Hollowtech II, но с одним нюансом – несовпадающими шлицами.

Что касается комплектации, то здесь представлено очень приличное количество вариантов:

  • “Испанская”. Неплохой вариант с точки зрения сочетания цены и качества. Облегченная модель размером 37 мм. Подшипники запрессованы в раму.
  • BB90 является аналогом предыдущей модели, но с валом 24 мм.
  • СРЕДНЯЯ – еще один аналог “испанской”, но с разницей в размере сиденья (41 мм). Более тяжелая конструкция, но в то же время более надежная.
  • BB86 является аналогом MID. Существует два варианта ширины чаши: 68 мм и 70 мм. Производители выпускают с подвесными и внутренними подшипниками.
  • BB92 - аналог предыдущей модели, но с другими размерами чашек (68 мм и 73 мм). Многие жалуются на быстрый износ механизма.
  • BB30 - относительно новая тележка с подшипниками, запрессованными в узел. Диаметр составляет 42 мм. Чаще всего ею оснащают горные велосипеды.
  • PF30. Вариант представлен двумя чашками без резьбы с подшипниками. Характеризуется стандартным размером чашек – 46 мм.

Понятно, что это далеко не полный список распространенных вариантов. Производители постоянно работают над улучшением дизайна велосипеда, предлагая все новые и новые “стандарты” для улучшения характеристик. Нельзя сказать, что среднестатистическому пользователю принципиально важны миллиметры и граммы каждой детали. Но когда дело доходит до участия в престижных соревнованиях, именно эта малость может иметь решающее значение.

Выбор правильной каретки

Здесь действует только один принцип – правильно определите размер и тип конструкции. Чтобы узнать ширину велосипеда, вам нужно измерить тот же параметр узла велосипеда на раме. Выбирая новую деталь, следует отдавать предпочтение запчастям от авторитетных производителей.

И еще один момент - подшипники. Объемные подшипники - не самый надежный вариант. Они не самые проблемные, но требуют частого внимания. Патронные подшипники намного лучше демонстрируют свои характеристики в этом отношении.

Как определить, какая каретка на велосипеде

Мастера настоятельно рекомендуют не затягивать с ремонтом кареточного механизма. О проблемах красноречиво свидетельствует стук в нижней части велосипеда, появление люфта и заклинивание самого кареточного узла.

Чтобы понять, какая каретка необходима для замены, нужно обратить внимание на следующие параметры:

  • стандарт шатунов;
  • тип резьбы;
  • ширина нижнего кронштейна;
  • длина вала.

Вам придется разобрать механизм велосипеда, чтобы произвести правильные измерения. Вы можете сделать это самостоятельно, но лучше обратиться в мастерскую по ремонту велосипедов, где вам не только скажут, какая каретка вам нужна, но и выполнят все работы по ремонту и обслуживанию велосипеда.

Заключение

Велосипедная каретка – пусть и небольшой, но очень важный элемент. Ее исправность и безупречная функциональность - гарантия комфортной езды и безопасности. Вы можете выбрать и заменить коляску самостоятельно. Однако, учитывая разнообразие распространенных стандартов, лучше обратиться к опытному специалисту.

КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ