Выбор цепи

Велосипедная цепь – маркировка, параметры

Поиск оптимальной трансмиссии начался с ременных и шестеренных приводов. Первые эксперименты не удовлетворили изобретателей, которые нашли более надежный вариант с меньшим весом. Велосипедная цепь появилась на горных велосипедах, дорожных велосипедах и туристических велосипедах. Основной элемент трансмиссии, который взаимодействует со звездочками кассеты, по-разному влияет на износ системы. Поэтому вам необходимо знать тип и характеристики цепи, которая подбирается с учетом условий эксплуатации и должна соответствовать типу велосипеда. Мы предлагаем вместе рассмотреть важные параметры, которые следует учитывать при выборе новой детали.

Велосипедная цепь – маркировка, параметры

За исключением полузвеньев, классические типы цепей имеют одинаковую конструкцию:
  • металлические разборные звенья расположены в одной плоскости;
  • внутренние и внешние полузвенья собираются поочередно;
  • шаг велосипедной цепи (одно полузвено) соединяет штифт с роликом;
  • полное звено имеет тот же размер (25,4 мм);
  • Полузвено составляет 12,7 мм.

Одна пара звеньев образует фрагменты, из которых можно собрать цепь любой длины. Полузвено имеет особенности. Здесь каждое звено входит в другое на ролике таким же образом и заменяется не парами, а по отдельности. На скоростных велосипедах деталь используется без соединительных втулок.

Типы велосипедных цепей

Все велосипедные цепи делятся на 2 основных типа, каждый из которых имеет свои особенности.

  1. Ролик (износостойкий, редкий тип). Особенность – ролики находятся внутри звеньев.
  2. Втулка (обычный тип, не для профессионального использования). Особенность – для соединения звеньев используются обычные втулки.

Из множества модификаций существует 4 подвида.

  1. Используется в односкоростных велосипедах.

Самый простой тип устанавливается на детские, городские, подростковые модели с односкоростной втулкой на заднем колесе. Утолщенные и прочные пластины из нержавеющей стали не гнутся и не изнашиваются. Долговечность обеспечивается прямой цепью, которая не подвержена напряжениям, связанным с боковым изгибом.

Многоскоростные велосипеды. Основные характеристики велосипедных цепей:

  • Углубление в цепи допускает изгиб;
  • тонкие пластины и узкие звездочки;
  • неравномерная нагрузка.

Во время переключения передач цепь перескакивает через звездочки, что приводит к перекосу цепи. Это приводит к износу звездочек и элемента передачи. Легкие цепи с пустыми ступицами с отверстиями в пластинах могут быть установлены на любой велосипед. Чаще всего цепи, которые на 25% легче своих аналогов, устанавливаются на гоночные велосипеды. Эти цепи имеют тенденцию растягиваться и быстро выходить из строя из-за неправильного обращения.

  • Полузвено

Название этого элемента трансмиссии означает: половина – half, звено - link. Устройство характеризуется следующими особенностями:

  • деталь состоит из идентичных (повторяющихся) звеньев;
  • Среди преимуществ - простая регулировка длины, возможность использования на односкоростном и многоскоростном велосипеде;
  • недостаток – несовершенная конструкция.

Любая велосипедная цепь со временем деформируется. Это приводит к быстрому износу системы, который может определить мастер с большим опытом. Поэтому профессионалы рекомендуют придерживаться установленного правила: 1 кассета - это 3 цепи.

Наиболее распространенные размеры

Количество звезд кассеты Ширина велосипедной цепи
1 звезда 11 мм. – 9 мм.
4 – 6 звезд 9 мм. – 8 мм.
7 – 8 звезд 7,3 мм. – 7 мм.
9 – 10 – 11 звезд 6,6 мм – 6 мм. – 5,5 мм

При выборе велосипеда учитывайте 3 основных значения, значения которых указывают на различия между велосипедными цепями.

Расстояние между штифтами (шаг).

Нет необходимости измерять показатель самостоятельно, поскольку согласно ГОСТу на все современные двухколесные транспортные средства стандартный шаг составляет 12,7 мм (1/2").

Ширина цепи.

Стандарт определяется путем измерения расстояния между внутренними плоскостями пластин. Наиболее распространенными размерами ширины (мм) являются:

  • 1-ступенчатая – 8,7-11;
  • 7–ступенчатая кассета - 7,3;
  • 11 звездочек в кассете – 5,5.

Чем больше число передач, тем меньше расстояние между звездочками и ширина велосипедной цепи.

Длина.

Цепи из 110-118 звеньев чаще всего изготавливаются в комплекте с трансмиссией велосипеда. Для кассеты с 12 скоростями этот показатель увеличивается до 126 звеньев. Размер зависит от типа велосипеда. Например, для обычных горных моделей требуется 106-108 звеньев; для новых моделей niner требуется 112 звеньев. Вы можете определить рабочую длину самостоятельно.

Для двойной или тройной системы:

  • откройте замок (прижмите одно звено руками к другому, покачиваясь из стороны в сторону).;
  • не протягивая цепь через переключатели, наденьте переднюю и заднюю части на самую большую звездочку;
  • соедините в замкнутый круг, добавив 1-1,5 звена.

Это измерение актуально, если на велосипеде установлено 2 или 3 звездочки. Если у вас одна система (одно кольцо цепи спереди и 9-11 сзади), увеличьте длину цепи на 2 звена.

Материалы, технология и производительность

Правильно изготовленные велосипедные цепи являются легкими, надежными, устойчивыми к коррозии и долговечными компонентами трансмиссии. Качество детали зависит от материала, термической и химической обработки и технологии нанесения покрытия. Велосипедные цепи изготавливаются только из закаленной нержавеющей стали и титана. Цветной металл не используется из-за его мягкости и хрупкости. Антикоррозионное покрытие содержит стальные добавки (например, кобальт), которые обладают повышенной прочностью.

Технические характеристики включают боковой изгиб, который измеряется при нагрузке в 3 ньютона (мера силы в международной системе единиц). Износ из-за удлинения цепи во время использования связан с образованием зазора в каждом соединении (их более сотни). Например, если узкий зазор увеличится на 0,01 мм, цепь удлинится на 1 мм. Для bmx или велосипедных цепей, на которых ездят без переключения, размер зазора влияет на срок службы модели. При превышении рекомендуемого значения жир и грязь могут легко попасть внутрь и вывести весь агрегат из строя.

Типы соединений

Для облегчения монтажа и демонтажа цепи используются соединительные замки. Деталь состоит из двух складных пластин. В одну из сторон вдавлен металлический стержень (штифт). Производители выпускают модели с различными типами соединения. Например, SRAM Power Link и KMS выпускают велосипеды с фиксатором разъема. Shimano и Campagnolo производят велосипедные цепи без соединительного звена. Замки для односкоростных и многоскоростных цепей различаются по способу их блокировки. Например, в многоскоростной модели заклепки “встроены” в конструкцию и не выступают за боковые пластины. Современные изобретатели пытаются устанавливать на шарниры уплотнения, подобные мотоциклетным.

Маркировка

Производители всегда указывают геометрические параметры цепи, которые они проставляют на упаковке в 2-3 строки. Надписи помогают узнать соответствие велосипедной цепи количеству передач. Например, cn указывает, что цепь рассчитана на девять звездочек, а cn - на 6-8. Меньшее количество скоростей не указано. Некоторые производители имеют другие обозначения cn для передач: 5-7, 7-8, 11, 12 (цепи Shimano). Маркировка велосипедной цепи указана цифрами и латинскими буквами.

Обозначение цифр в маркировке

Чтобы правильно расшифровать надпись, давайте проанализируем конкретный пример. Маркировка на коробке гласит: 1/2 "X 11/128" – 114 звеньев длина штифта 5,88 мм

Цифры по порядку Значение
Первый Указывает шаг велосипедной цепи. Он одинаков для всех моделей (1/2").
Второй Ширина внутреннего звена зависит от толщины звездочки
Третий Количество звеньев 114
Номер во втором ряду Длина штифта (внешняя ширина цепи) – 5,88 мм

Примеры общей внутренней ширины (мм):

  • 2.18 – наличие 9-10, 20, 27 скоростей;
  • 2,38 – используется в кассетах с 6-8 скоростями;
  • 3.18 – предназначена для односкоростных велосипедов и моделей с планетарной втулкой.

Длина штифта выбирается после измерения расстояния между кассетными шестернями. Существует еще один показатель – предел прочности, который обозначается цифрой и буквами kgf. Надпись указывает: для разрыва цепи необходимо применить усилие, равное килограммам (например, 700 кг).

Как выбрать велосипедную цепь – рекомендации

Велосипедная цепь – маркировка, параметры

Основной элемент трансмиссии влияет на состояние и движение велосипеда. Автоматизированный станок маркирует небольшие звенья, изготовленные из прочных материалов, а затем закрепляет их с помощью клепки. При покупке необходимой детали прислушайтесь к советам профессионалов:

  1. Выбирайте цепь, исходя из совместимости скоростей и технических характеристик.
  2. Изучите маркировку на упаковке. Цифры и буквы указывают на фактическую производительность, качество, подходящую модель велосипеда.
  3. Не рекомендуется покупать цепи, изготовленные из алюминия и сплавов мягких металлов. Такие изделия имеют короткий срок службы.
  4. Прочность цепи можно определить по цвету металла:
  • серая, без блеска – высокое качество;
  • глянцевый белый цвет – среднего качества;
  • желто-золотистый оттенок – низкий уровень.
  1. На детских моделях длина одного звена должна быть меньше, чем у взрослого велосипеда. Например, 11,4 мм вместо 12,7 мм.
  2. Продуманный выбор велосипедной цепи, правильная регулировка, чистка и хранение помогают избежать проблем.

Заключение

Элементарное, но незаменимое устройство не требует больших финансовых вложений. Эта деталь присутствует на каждом велосипеде. На рынке представлено огромное количество разновидностей и брендов. Лучшими производителями являются признанные компании: Shimano (Япония), Compagnolo (Италия), KMC (Тайвань), Wipperman (Германия), Тяжмаш (Россия). Срок службы цепи зависит от правильного выбора байкера.

КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ