Измерение и регулировка натяжения спиц

Главная » Обслуживание » Измерение и регулировка натяжения спиц

1 Приступая к работе

Натяжение спиц - это величина тягового усилия, прилагаемого к спице. Обычно производители комплектующих измеряют и называют его в килограммах усилия (кгс) или в ньютонах (Н). При правке колеса механик производит регулировки, влияющие на натяжение спиц. Однако натяжение спиц зависит не только от отдельных спиц. Скорее, хорошее натяжение относится ко всей колесной системе с целью обеспечения стабильно хорошего натяжения между всеми спицами.

Правильно натянутое колесо прочнее и дольше остается неподвижным. В этой статье будет рассмотрено, как правильно измерить и отрегулировать натяжение спиц.

Велосипедное колесо на подставке для правки с красными, оранжевыми и желтыми бликами, исходящими от спицы
Велосипедное колесо на подставке для правки с красными, оранжевыми и желтыми бликами, исходящими от спицы

Во время езды на велосипеде колесо слегка выравнивается в том месте, где оно соприкасается с землей. При этом натяжение спиц в нижней части обода падает. Этот цикл усиления и ослабления натяжения происходит на протяжении всей поездки. Если натяжение колеса слишком низкое, это может привести к чрезмерному ослаблению спиц во время езды, создавая эффект защелкивания и вызывая избыточное напряжение как на спицах, так и на ободе. Это может привести к снятию натяжения, когда спицы теряют натяжение в течение короткого промежутка времени. Это может привести к поломке спиц, усталости обода и более частому выходу колеса из строя. С другой стороны, слишком высокое натяжение может привести к поломкам колес, таким как треснувшие диски, сломанные спицы или даже поврежденные ступицы.

2 Измерение натяжения

Перед измерением натяжения спиц неплохо бы определить, каким должно быть идеальное натяжение. Для начала проконсультируйтесь с производителем вашего обода. Рекомендуемые значения усилия на большинстве дисков составляют от 100 до 120 килограммов, или от 980 до 1177 Ньютонов. Это при условии, что в шине нет давления.

Одним из методов оценки натяжения спиц является простое сжатие спиц. Со временем вы научитесь оценивать допустимое натяжение. Для этого сожмите спицы попарно и сравните с колесом, которое, как вы знаете, имеет хорошее натяжение. Хотя это и не надежно, выжимание спиц из колеса, которое, как вы знаете, имеет хорошее натяжение, — это способ получить представление о приемлемом напряжении

Хотя сжатие и не является сверхточным, оно все же является более точным методом оценки натяжения спиц, чем измерение усилия, необходимого для поворота ниппеля спицы. Как и любой крепежный элемент, ниппель, как правило, становится труднее поворачивать по мере увеличения натяжения – однако то, что гаечный ключ трудно поворачивать, не означает, что натяжение спиц слишком велико. Это также может быть вызвано коррозией или тем, что спица находится на конце своей резьбы.

Наиболее точный способ измерения натяжения спиц - это использование тензометра для измерения натяжения спиц, такого как Park Tool TM-1. Измерители натяжения спиц с помощью калиброванной пружины сгибают спицу между двумя стойками. Это отклонение показано на шкале измерительного прибора.

  1. Определите материал спицы. Стальные спицы проверяются на магнитное натяжение с помощью магнита.
  2. Определите диаметр (для круглых спиц) или размеры (для спиц с лопастями) спицы. Измерьте середину спицы с помощью штангенциркуля или измерителя диаметра спицы, входящего в комплект поставки TM-1.
  3. Сожмите TM-1 за рукоятки. Поместите спицу между двумя неподвижными стойками и подвижной стойкой TM-1. При использовании аэро-лопастных спиц расположите стойки так, чтобы они упирались в широкую плоскую сторону спицы. Осторожно отпустите ручки.
  4. Обратите внимание на показания на шкале TM-1.

Вставьте tm-1 в середину спицы. Это значение tm-1, равное 15, сопоставляется с таблицей пересчета tm-1 для определения силы в килограммах

  1. Ознакомьтесь с таблицей пересчета, входящей в комплект поставки TM-1 или доступной в приложении для натяжения колес Park Tool. Найдите материал и размер, соответствующие вашей спице, и найдите измерения, полученные с помощью TM-1. Это натяжение спиц, измеряемое в килограммах-силе.
  2. Перед выполнением любых регулировок натяжения проверьте всю одну сторону колеса. Запишите свои результаты и вручную рассчитайте среднее значение или введите их в приложение для натяжения колес.
  3. Повторите процесс с другой стороны.

На задних колесах и колесах с дисковыми тормозами обратите внимание, что показания в целом ниже с одной стороны. Это связано с тем, что спицы выходят из ступицы под разными углами крепления. Это угол, под которым спица выходит из ступицы и перемещается к ободу. Когда спица имеет больший угол наклона, она имеет больше механических преимуществ и потребует меньшего натяжения для противодействия противоположной стороне. Ваша цель по натяжению относится к стороне с большим натяжением. Противоположная сторона просто будет иметь меньшее натяжение, если центровка или тарелка выполнены правильно.

Иллюстрированное изображение смещенных углов крепления заднего велосипедного колеса
Иллюстрированное изображение смещенных углов крепления заднего велосипедного колеса

Большинство задних колес имеют смещенные фланцы ступиц для установки задних звездочек

Регулировка натяжения

Для регулировки натяжения спиц полезно иметь при себе что-нибудь для удержания колеса во время работы, например, подставку для правки парковочного инструмента или держатель для колеса. Для поворота ниппеля спицы также понадобится гаечный ключ соответствующего размера - см. раздел "Выбор гаечного ключа со спицами" для получения дополнительной информации.

Гаечный ключ для регулировки ниппеля велосипедной спицы
При регулировке натяжения колес наша цель номер один - добиться постоянного натяжения, или того, что мы называем хорошим относительным натяжением.

Корректировка низкого натяжения

Колесо с низким натяжением регулируется простым затягиванием спиц. Начинайте коррекцию с отверстия клапана, чтобы получить ориентир. При регулировке колеса с разными углами крепления регулировка натяжения может слегка изменить тарелку колеса. Вы можете попытаться компенсировать это, сделав меньшую регулировку сбоку с большим углом крепления. Например, на заднем колесе поверните каждую спицу со стороны привода на ¼ оборота, а те, что не со стороны привода, на ⅛ оборота.

После регулировки всего колеса повторно измерьте натяжение и запишите его. Вы сможете увидеть, насколько ваша работа скорректировала общее натяжение. При необходимости повторите процесс, внося небольшие равномерные корректировки во все колесо и проверяя свою работу с помощью TM-1, пока не достигнете надлежащего натяжения.

Корректировка высокого натяжения

Процесс уменьшения натяжения очень похож на увеличение натяжения: вы просто поворачиваете ниппель спицы в противоположном направлении. Применяется тот же базовый процесс: выполните небольшие, равномерные регулировки всего колеса и повторите проверку с помощью TM-1.

Ремонт и обслуживание велосипедов - ТО 800 км

С течение определенного времени после покупки, при прирабатывании деталей происходит дальнейшее ухудшение работы компонентов велосипеда, помимо того что необходимо сделать с велосипедом после покупки, желательно провести техническое обслуживание велосипеда примерно на 800-1200 км Данное техническое обслуживание велосипеда включает:

  1. Мойку и чистку велосипеда (в том числе чистка и смазка цепи)
  2. Настройку переключателей
  3. Настройку тормозов (включающее замену колодок при необходимости на тормозах типа V-brake или чистку колодок на дисковых тормозах)
  4. Протяжка обоих колес (правка небольшого биения обода)
  5. Переборка втулок на новую смазку
прим. Исправление сложного биения лучше произвести в вело-мастерской.
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ