Велосипеды спроектированы таким образом, что передние и задние колеса центрируются по средней плоскости велосипеда. Если колеса не отцентрированы или не выровнены, велосипед может плохо управляться. В этой статье будет рассмотрено, как проверить и отрегулировать зачистку велосипедных колес, изменив натяжение спиц.
Предварительная информация
Для оптимальной управляемости и производительности обод велосипеда должен быть отцентрирован по центру рамы или вилки, что также позволяет расположить обод над серединой ступицы. Обод центрируется между торцами контргайки ступицы, которые являются точками контакта вилки или рамы.


- В быстроразъемных системах поверхность контргайки находится за быстроразъемной шпажкой
- В системах со сквозными осями поверхность контргайки является просто самой внешней частью ступицы
На передних колесах с ободными тормозами левый и правый фланцы ступицы установлены на равном расстоянии от середины ступицы. Обод будет отцентрирован по точкам контакта со ступицей, а также по центру между левым и правым фланцами ступицы.
На задней ступице обод также центрируется между точками контакта с рамой. Однако левый и правый фланцы находятся на разном расстоянии от центра ступицы. Спицы со стороны привода смещены внутрь, чтобы освободить место для звездочек.
- Фланцы ступицы этого переднего колеса расположены на равном расстоянии от точек соприкосновения со ступицей
- Фланцы ступицы этого заднего колеса смещены от точек соприкосновения ступицы с корпусом freehub
Визуальный тест
Наиболее точный метод проверки центровки колес - это инструмент для снятия колес. Тем не менее, есть несколько простых визуальных проверок, чтобы получить представление о центровке. Посмотрите, как колесо сидит в раме. Не смещается ли он с одной стороны? Дважды проверьте, правильно ли колесо установлено в вилке или раме.


3 Мерная тарелка с регулировочным инструментом
Инструмент для регулировки, такой как WAG-4 или WAG-5, является наиболее точным методом проверки колес на центровку. Перед использованием инструмента начните с проверки правильности или прямолинейности колеса. Если колесо сильно отклонено от заданного положения, инструмент для регулировки не будет таким точным. Исправьте все боковые ошибки перед началом процесса.






Чтобы использовать инструмент для снятия колес, проще всего снять колесо с велосипеда. Для большей согласованности положите колесо плашмя на скамейку так, чтобы ведущая сторона (или правая сторона, если смотреть на велосипед сзади) была обращена вверх.
Если вы используете WAG-5 или аналогичный инструмент, убедитесь, что ножки регулировочного инструмента соприкасаются с ободом, а не с шиной. Спустите шину и откиньте ее так, чтобы ножки инструмента находились на ободе. WAG-4 оснащен скользящими ножками, обеспечивающими контакт обода с шиной, которая все еще на месте.
Поставив ножки инструмента на обод, опускайте индикатор скольжения до тех пор, пока его конец не упрется в ту часть ступицы, которая соприкасается с внутренней поверхностью вилки или выступом рамы. Эти три точки соприкосновения - две на ободе, одна на ступице - представляют собой центровку обода относительно правой стороны ступицы. .

Первоначальное измерение - с тремя точками соприкосновения инструмента и колеса. Потяните за ручку ползунка и снимите инструмент. Переверните колесо, чтобы сравнить этот шаблон с правой стороны с теми же точками с левой стороны. Вы можете увидеть три возможных сценария:
Сценарий 1: отсутствие зазора
На ободе или ступице не видно значительного зазора. Правая и левая стороны совпадают относительно ступицы. Это означает, что обод хорошо отцентрирован относительно ступицы и колесо не нуждается в коррекции центровки
Сценарий 2: значительный зазор
В этом сценарии мы видим довольно большой зазор между индикатором и ступицей с левой стороны. Это колесо явно не так хорошо отцентрировано, как заднее колесо со сквозной осью в сценарии 1. Однако колесо не обязательно должно быть идеально отцентрировано, чтобы его можно было полностью использовать.
Центр этого колеса будет смещен относительно средней плоскости велосипеда всего на половину величины зазора, видимого на индикаторе. Как правило, если зазор, видимый на ступице, составляет примерно один миллиметр или меньше, колесо следует считать надлежащим образом отцентрированным для любого использования, так как оно смещено от центра менее чем на 0,5 миллиметра, когда находится на велосипеде.
Обрезок троса переключения передач обычно составляет около 1,2 мм, и из него можно сделать простой и доступный датчик положения "включи / не включи". Если калибр легко входит в зазор, колесо нуждается в исправлении.
Вот еще один способ измерения, если в колесе используется ось с резьбой: ось с резьбой обычно имеет шаг 1 мм. Итак, если мы видим 3 резьбы между индикатором и торцами контргайки, у нас погрешность примерно в 3 мм.
Сценарий 3: отрицательный зазор
В этом случае, когда инструмент расположен так, что обе ножки находятся на ободе, индикатор находится под поверхностью контргайки. Опять же, если разница между индикатором и торцевой поверхностью составляет менее 1 мм, ее следует рассматривать в пределах допуска.
Чтобы получить зазор, который вам будет легче измерить, переустановите инструмент зачистки и используйте левую сторону в качестве начальной контрольной стороны. Когда вы сверите это измерение с правой стороной, вы обнаружите зазор между индикатором и ступицей.
слева направо: сценарий 1 (без зазора), сценарий 2 (значительный зазор), сценарий 3 (отрицательный зазор)
4 Теория: перемещение обода
Если колесо нуждается в коррекции, важно понимать, как обод перемещается относительно ступицы. При наличии зазора между торцом контргайки ступицы и индикатором инструмента обод необходимо переместить вниз или в сторону, противоположную зачистному инструменту. В этом примере обод необходимо переместить вправо, что эффективно перемещает ступицу влево. Это уменьшит зазор между индикатором и ступицей.
В этом месте легко запутаться и передвинуть обод не в ту сторону. Мы можем наглядно представить, что произойдет, с помощью простого теста, моделирующего, как будет работать затяжка спиц с одной стороны. Нажатие на пару спиц у основания вытачивающего инструмента имитирует затягивание спиц с этой стороны и соответствующим образом перемещает обод. Если мы видим, что зазор на индикаторе уменьшается, мы знаем, что затягивание спиц с той стороны, которую мы сжимаем, приблизит колесо к тарелке.


Чтобы переместить обод относительно ступицы, мы меняем натяжение всех спиц с одной стороны. Каждая сторона подтягивает обод к своему фланцу. Затягивание спиц на левом фланце перемещает обод влево, и наоборот. К ослаблению относится обратное - ослабление спиц на левом фланце приведет к смещению обода вправо, поскольку более высокое натяжение с правой стороны приведет к его перетягиванию.
На колесах, у которых одна вставка фланца ступицы отличается от другой, спицы будут подходить к ободу под разными углами. Это видно на задних колесах с несколькими звездочками и передних колесах с дисковым ротором: левый и правый фланцы расположены на разном расстоянии от центра. В результате, когда обод правильно отцентрирован, натяжение левой и правой спиц будет разным. Это заложено в конструкцию колеса и не является проблемой. Обратите внимание на натяжение с более тугой стороны, а менее тугая сторона просто будет немного ниже при правильной центровке.

При регулировке натяжения имейте в виду, что изменения только в одну сторону также повлияют на общее натяжение спиц. Например, при затягивании с правой стороны обод смещается вправо, но это также увеличивает общее натяжение спиц, включая спицы с левой стороны. Перед исправлением тарелки рекомендуется оценить натяжение спиц колеса. С опытом вы, возможно, сможете сжать спицы, чтобы получить представление о том, насколько они затянуты, но лучше, если у вас есть тензометр, такой как TM-1, и проверить несколько спиц, чтобы избежать чрезмерного затягивания колеса. Дополнительную информацию о натяжении спиц смотрите в разделе Измерение и регулировка натяжения спиц.
5 Корректирующая тарелка
При наличии установите колесо в подставку для регулировки так, чтобы правая сторона была справа от вас, лицом к подставке. Это поможет вам сориентироваться на колесе, чтобы вы могли запомнить, в какую сторону нужно перемещать обод. Сдвиньте индикаторы суппорта в сторону – инструмент зачистки уже предоставил наиболее точную информацию о том, в какую сторону перемещать обод.
В этом примере колеса ошибка видна с левой стороны ступицы. Обод должен сместиться вправо. Используйте отверстие клапана шины в качестве легко узнаваемой точки отсчета. Выберите спицу с правого фланца, который примыкает к клапану.
Используйте отверстие клапана в качестве ориентира, чтобы убедиться, что все спицы с регулируемой стороны затянуты равномерно. Когда вы только учитесь вносить коррективы в форму тарелки, лучше всего работать с небольшими приращениями. Полностью установите гаечный ключ со спицами на ниппель и обратите внимание на положение гаечного ключа на ниппеле. Поверните ключ на ¼ оборота, или на 90 градусов, чтобы затянуть ниппель.
После поворота этого ниппеля первой правой спицы на четверть оборота перейдите к следующей спице с той же стороны и снова затяните на четверть оборота. Продолжайте движение по всему ободу, затягивая только спицы, идущие с правой стороны ступицы, пока не вернетесь к отверстию клапана.
Это дает хорошую возможность указать на распространенную ошибку: при взгляде с внешней стороны обода вы будете поворачивать ниппель по часовой стрелке, чтобы затянуть, и против часовой стрелки, чтобы ослабить. Однако при работе с подставкой для зачистки или велосипедом создается впечатление, что вы затягиваете, поворачивая против часовой стрелки, поскольку мы воспринимаем ниппель перевернутым.


Нередко при таком изменении натяжения возникают незначительные проблемы с боковой правкой колеса. Проверьте и исправьте любые боковые погрешности после регулировки тарелки. Проверьте свой прогресс с помощью инструмента зачистки. Поскольку обод сместился относительно ступицы, вам необходимо переустановить зачистной инструмент, начав сначала с правой стороны.
Мы хотим видеть улучшение и сокращение разрыва между ошибками. Если ошибка все еще слишком велика, но становится меньше, повторите исправление, снова используя ¼ оборота. Проверьте положение тарелки с обеих сторон и повторяйте при необходимости, пока на колесе не появится зазор в ступице не более 1 мм.
Затяжка против ослабление
На колесах с левым и правым фланцами, расположенными на разном расстоянии от центра, особенно важно обращать внимание на натяжение колеса. В частности, сторона с диском или звездочками всегда будет иметь более высокое натяжение при правильной зачистке, как отмечалось ранее. При регулировке формы для всех колес следите за тем, чтобы натяжение с обеих сторон не превышало максимального натяжения для вашего колеса.
Если колесо вышло из строя, но имеет хорошее или высокое общее натяжение, вы можете отрегулировать натяжение, ослабив его. Как отмечалось ранее, ослабление спиц на левом фланце приведет к смещению обода вправо, поскольку более высокое натяжение с правой стороны приведет к его перетягиванию. Не совмещайте затяжку и ослабление за один проход вокруг колеса - отрегулируйте одну сторону, проверьте форму тарелки и правильность наклона по бокам, а затем, при необходимости, отрегулируйте другую сторону. Дополнительную информацию о натяжении спиц смотрите в разделе Измерение и регулировка натяжения спиц.