Предварительная информация
Сборка колеса — это процесс крепления обода к ступице с использованием спиц и ниппелей в качестве крепежных элементов, а затем доведение всей конструкции до надлежащего натяжения.
Чтобы лучше понять, какова наша конечная цель, давайте сначала посмотрим на готовое колесо.
- Обратите внимание, как спицы расходятся под углом от ступицы — это помогает передавать вращательную силу, наблюдаемую при ускорении и торможении.
- Головки спиц, которые чередуются направлением на каждом фланце — некоторые обращены внутрь, некоторые наружу.
- Обратите внимание, сколько раз наши спицы пересекаются друг с другом: 1,2,3 раза. 3 креста. Когда мы говорим о перекрестных узорах шнуровки, это то, что мы имеем в виду.
- Теперь найдите. Обратите внимание, что спицы по обе стороны от отверстия клапана параллельны друг другу. Это позволяет напору насоса легче добраться до клапана.
Подготовка и процесс
Процесс шнуровки как передних, так и задних колес одинаков. Однако часто для задних колес и многих передних колес с дисковым тормозом требуется разная длина спиц, с одной стороны, на другую. Поэтому важно различать спицы.
Рабочая зона
Мы будем шнуровать наши спицы 4 комплектами. Чтобы показать это, мы будем использовать раскрашенные спицы: золотые и красные спицы на стороне, не ведущей автомобиль (левая сторона), и синие и белые спицы на стороне, ведущей автомобиль (правая сторона). Рабочая зона спланирована соответствующим образом.
-
Подготовка спиц
- Перед шнуровкой подготовьте нити на спицах. На этом колесе мы будем использовать легкое масло для подготовки резьбы. Возьмите горсть спиц и окуните нитки в масло, очистите от излишков и отложите в сторону. Этот процесс будет аналогичен и другим формам подготовки резьбы.
-
Подготовка ступицы
- Установите ступицу в середину обода вместе с ниппелями.
-
Подготовка обода
- Поместите кусок клейкой ленты в отверстие клапана на вашем ободе. Это поможет вам использовать его в качестве ссылки на протяжении всей сборки.
- Перед началом процесса смажьте всю резьбу на спицах
- Разметка обода скотчем обеспечит удобный визуальный ориентир
Набор 1
- Поднимите ступицу так, чтобы приводная сторона была обращена к вам. При сборке переднего колеса это будет правая сторона ступицы или недисковая сторона. Если ваша передняя ступица не имеет стороны диска, логотип или этикетка на ступице должны быть доступны для чтения с точки зрения водителя.
- Возьмите одну спицу из стопки справа от вас (со стороны привода). Заметив основной логотип ступицы, поместите спицу примерно на 1/4 правее логотипа.
- Головка спицы должна быть обращена наружу, а колено спицы - внутрь. После установки спицы слегка согните ее, чтобы уменьшить будущие нагрузки в этой области. Проделайте то же самое с остальными спицами по мере продвижения вперед.

Теперь найдите отверстие для клапана на вашем ободе (помните о ленте). Найдите отверстие для второй спицы справа от клапана. Здесь мы установим нашу первую спицу.

- Прикрепите ниппель к концу спицы, продев в нее ровно столько резьбы, чтобы она оставалась на месте — накройте ниппелем примерно половину резьбы. Это ваша эталонная спица клапана, и на нее будут ссылаться в остальной части видео. Может быть полезно пометить его кусочком ленты.
- Теперь возьмите еще семь спиц из стопки с правой стороны и, двигаясь вправо, вставьте спицу в каждое другое отверстие, снова с внешней стороны фланца.
- На фланце возьмитесь за спицу справа от контрольной спицы. На ободе, начиная с контрольной спицы, отсчитайте четыре отверстия для спиц справа и установите спицу в четвертое отверстие.
- Теперь переместитесь вправо у фланца и возьмите следующую спицу. Сосчитайте еще раз до четвертого отверстия и установите еще одну спицу. Повторите этот процесс по всему кругу колеса.

Прежде чем двигаться дальше, убедитесь в отсутствии ошибок:
- Между каждой установленной спицей имеется три пустых отверстия в ободе
- Каждое второе отверстие для спицы на правом фланце имеет головку спицы, обращенную наружу
- Во втором отверстии справа от клапана есть спица
Если все выглядит хорошо, переходите ко второму набору спиц.
Набор 2
- Переверните колесо, еще раз расположив отверстие клапана сверху. Найдите свою эталонную спицу — она должна находиться во втором отверстии для спицы слева от клапана.
- Взглянув на фланцы вашей ступицы, вы заметите, что отверстия на фланцах слегка смещены друг от друга. Найдите отверстие на фланце со стороны без привода, в которое будет вставлена спица справа от контрольной спицы.
- Вставьте боковую спицу без привода и установите ее справа от опорной спицы. Затем вставьте еще семь левых боковых спиц в каждое второе отверстие фланца ступицы со стороны без привода так, чтобы они попадали чуть впереди противоположных боковых спиц (это поможет вам запомнить, куда они будут входить).
- Установите эти спицы на одно отверстие справа от первого набора спиц.
Шнуровка теперь наполовину завершена. Прежде чем двигаться дальше, проверьте свою работу:
- Головки спиц обращены наружу от левого фланца, а колена внутри фланца
- Каждое второе отверстие заполняется на фланце
- На ободе заполнены два соседних отверстия для спиц, а между ними два пустых отверстия
- Прицеливание с левого фланца, спицы визуально не пересекаются со спицами с правого фланца
При необходимости исправьте все ошибки и переходите к третьему набору.
Набор 3
Оставьте колесо неприводной (левой) стороной вверх. Вставьте ведущую (правую) спицу в каждое открытое отверстие на фланце ведущей стороны.
- Переверните колесо, стараясь уложить вставленные спицы ровно. Головки только что вставленных спиц должны находиться с внутренней стороны фланца, а колено - снаружи.
- Возьмите ступицу и поверните ее по часовой стрелке. Обратите внимание, что теперь спицы расходятся от ступицы влево по направлению к ободу. Этот новый набор спиц будет расходиться вправо.
- Возьмите любую из только что установленных спиц со стороны привода, которые лежат ровно. Начиная с отверстия на фланце этой спицы, отсчитайте спицы, которые она пересечет на пути к ободу. Обратите внимание, что первое пересечение часто находится за фланцем и его может быть трудно разглядеть.
- Поскольку мы делаем колесо с тремя поперечинами, каждая спица на пути к ободу будет пересекать три спицы. Спица проходит над первыми двумя спицами, которые она пересекает, под третьей спицей и в отверстие для обода.
- На ободе отсчитайте два отверстия от последней перекрещенной спицы. Здесь вы будете устанавливать спицу.
Прикрепите оставшиеся семь спиц со стороны привода к ободу, повторяя процесс перекрещивания над одной, над двумя, под тремя, установите. Не забудьте согнуть спицы на фланце, когда закончите эту сторону.
Теперь вы завершили одну сторону колеса! Проверьте свою работу:
- На ободе есть три спицы, расположенные рядом друг с другом, а затем пробел
- На ободе имеются две ведущие боковые спицы с одной неприводной боковой спицей между ними
- Третий набор спиц был переплетен — над одной, над двумя, под тремя
Переходим к последнему набору!
Набор 4
- Перед переворачиванием колеса вставьте оставшиеся спицы в боковой фланец без привода сзади. Осторожно переверните колесо и уложите все спицы ровно.
- Возьмите любую свободную спицу. Этот четвертый набор спиц будет расходиться влево, в противоположность существующему набору сторон без привода. Перемещая спицу влево, подсчитайте количество крестовин, аналогично тому, что вы делали с третьим набором — над одним, над двумя, под тремя, установите в оставшееся отверстие для спицы. Повторите для всех оставшихся спиц.
- Если вы проверяли свою работу по ходу движения, остается проверить только то, что этот четвертый набор спиц чередуется — над одной, над двумя, под тремя.
- Теперь у вас есть полностью зашнурованное колесо!
Натяжение колеса
Колесо зашнуровано, но спицы все еще разболтались. Следующая задача - равномерно распределить натяжение в колесе. Для начала обнулите ниппели на спицах. Затяните каждый ниппель до такой степени, чтобы вы больше не видели резьбы. Использование ниппельного привода, такого как ND-1, значительно упростит этот процесс — в противном случае используйте гаечный ключ со спицами. Если вы пытаетесь обнулить ниппели спиц, это может означать, что ваши спицы слишком короткие, и вам, возможно, потребуется пересмотреть конструкцию колеса.
Затем добавьте немного жидкой смазки в место соединения ниппеля и обода. Это помогает уменьшить трение и упростит натяжение и будущие регулировки. Хорошенько раскрутите колесо, чтобы смазка попала в промежутки между ниппелем и основанием обода.
Начиная с клапана колеса, дайте каждому ниппелю равное количество оборотов. Если ваше колесо было изготовлено с неодинаковой длиной спиц (для получения дополнительной информации см. раздел "Определение длины спиц при сборке колеса"), то поверните приводную часть сзади или роторную часть спереди на дополнительные два оборота.
Идея здесь в том, чтобы равномерно распределять натяжение, и часто лучше не торопиться и ехать медленно, делая всего один-два оборота за раз. Во время работы слегка сжимайте спицы. Вы сможете почувствовать, когда они начнут набирать приличное натяжение — недостаточное для того, чтобы колесо было прочным, но достаточное для того, чтобы можно было ездить.
Как только колесо будет относительно натянуто, проверьте начальное натяжение с помощью TM-1 или другого измерителя натяжения спиц, чтобы увидеть, где находится колесо. Это поможет получить представление о том, насколько больше потребуется натяжения. Подробное описание натяжения колеса см. в разделе Измерение и регулировка натяжения спиц.
Проверка колеса
В дополнение к добавлению натяжения вам, вероятно, также потребуется внести исправления в боковую правку, радиальную правку и центровку колеса, что также увеличит натяжение колеса и приблизит нас к конечной цели.
- Сначала давайте проверим боковое положение колеса и исправим любые отклонения — Правка колеса (боковая и радиальная).
- Затем проверьте форму колеса — см. Выравнивание колеса (центрирование).
- Затем проверьте истинный радиус колеса, исправляя любые обнаруженные отклонения.
После того, как ваше колесо установлено правильно, выровнено и натянуто, снимите напряжение (или сделайте предварительное напряжение) с колеса, чтобы убедиться, что ниппели закреплены на ободе, а головки спиц - на ступице.
Вы можете сделать это несколькими различными способами, но мы предлагаем метод сжатия. Просто сожмите параллельные спицы с обеих сторон колеса. Это создает дополнительную нагрузку на спицы и помогает соединить колена спиц с фланцами ступиц, а также помогает закрепить ниппели в основании обода. Часто после этого процесса вы увидите небольшое изменение натяжения и, возможно, правильности. Устраните эти проблемы и снова сожмите. Поздравляем, теперь вы создали колесо!