ВЕЛО-КОМПЬЮТЕР
Современный велокомпьютер представляет собой достаточно сложный прибор, который выполняет широкий круг информационных функций.
Основные функции, встречающиеся в велокомпьютерах:
- Определение текущей скорости велосипеда
- Общий пробег велосипеда
- Текущий пробег велосипеда
- Часы
- Время поездки
- Средняя скорость велосипеда
- Автоматический старт/стоп при вычислении времени поездки, средней скорости велосипеда и т.п.
- Максимальная скорость велосипеда
- Отклонение от средней скорости поездки
- Частота педалирования (каденс)
- Программируемый дисплей
- Энергосберегающий режим работы
- Возможность установки на двух разных велосипедах (с разными колесами)
- Частота пульса велосипедиста
- Температура воздуха
- Высота над уровнем моря (альтиметр)
- Номер включенной передачи
В качестве установок обычно используются размер колеса велосипеда (в см или мм), км/ч или мили/ч, 24-х или 12-тичасовая шкала времени, установка режима вычисления средней скорости.
Требования, предъявляемые к вело компьютерам, можно коротко описать следующими словами: вело компьютер должен быть устойчив к таким природным явлениям, как дождь, прямые солнечные лучи, высокие и низкие температуры. Тоже можно сказать и о проводах, соединяющих компьютер с датчикам расположенными на велосипеде. То, что электроника должна спокойно выдерживать вибрации и удары подразумевается само собой. Современные вело компьютеры обычно полностью удовлетворяют этим требованиям, за исключением, может быть, полноценной работы в условиях низких температур, хотя, как показывает практика, качественные вело компьютеры отлично работают при отрицательных температурах. Но жидкокристаллический дисплей может замерзать и медленно переключаться между показаниями. При этом сам вело компьютер продолжает нормально обрабатывать данные. После прогрева работоспособность ЖК дисплея восстанавливается.
Вело компьютеры могут быть выполнены в двух различных вариантах корпусов:
- в обычном корпусе с креплением на руль
- в виде браслета.
Более распространенным является вариант с креплением на руль, второй тип обычно применяется в вело компьютерах-пульсомер.
Первый тип вело компьютеров - съемный, когда вы уходите, то снимаете компьютер с велосипеда и на велосипеде остаются лишь датчики - маленький магнитик на колесе, геркон на вилке и платформа на руле, соединенная с ними проводами. Любителям отрывать чужие велокомпьютеры поживиться практически нечем. Возможен и вариант с беспроводной системой датчик-платформа. В этом случае, датчик на вилке представляет собой миниатюрный передатчик с собственной батарейкой. Платформа является приемником, тоже с батарейкой. Преимущества такой системы в том, что вы не порвете провод, пробираясь по густому лесу, кустарникам и прочим прелестям такого рода, его попросту нет. Недостатки - три батарейки в системе вместо одной, высокая цена - беспроводная система стоит столько же, сколько средний вело компьютер, и низкая помехоустойчивость: на многие такие системы очень плохо действуют высоковольтные линии электропередач и сотовые телефоны - мощным электромагнитным излучением они мешают четкой передаче данных, в результате показания могут быть абсолютно произвольными.
Второй тип вело компьютеров представляет собой браслет на руке и, соответственно, всегда является беспроводным. Такое расположение компьютера является очень неудобным - придется отрывать руку от руля, подносить компьютер ближе к глазам или отдергивать рукав, чтобы посмотреть показания, а как переключать режимы работы на ходу вообще непонятно, потому стандартным является режим с последовательной сменой показаний.
В традиционных вело компьютерах вычисление скорости движения и других параметров ведется по частоте импульсов от датчика на колесе с учетом длины окружности колеса. Для вычисления скорости вращения педалей используется дополнительный датчик, магнит которого закрепляется на шатуне велосипеда.